Роботизированная досмотровая система: новый подход к безопасности аэропорта? — НПЦ "Бюджет-21" — Добро пожаловать

Введите ваш email:

Введите ваше имя:

Введите тему обращения:

Введите сообщение:

Роботизированная досмотровая система: новый подход к безопасности аэропорта?

htmlimage

Профессор университета штата Сан Диего разработал роботизированный терминал, способный распознавать враждебно настроенных пассажиров. Может быть, это новое поколение систем безопасности аэропорта?

Единственная вещь в системе AVATAR которую можно назвать длинной, или даже громоздкой – это название: Автоматизированный виртуальный агент по распознаванию лжи в режиме реального времени. С виду устройство напоминает автоматы для самостоятельной регистрации на рейс или, например, для продажи продуктов в аэропорту.

Ощутимая разница скрывается в самой технологии. Суть системы AVATAR в восприятии поведения и, что важно, в обнаружении потенциальных рисков безопасности. Сейчас систему тестирует Управление пограничных служб Канады (CBSA).

«Чем руководствуются люди в попытках управлять впечатлением, которое они оказывают на других людей?», спрашивает Аарон Элкинс, профессор управленческих информационных систем Университета штата Сан Диего, участник команды разработчиков. «В основе системы AVATAR наше понимание тонкостей поведения».

Пассажира просят встать напротив терминала с «лицом» на экране и ответить на несколько вопросов, таких как: «Вы занимаетесь контрабандой?»

Сенсоры устройства анализируют ответ и реагируют соответствующим образом. Если AVATAR распознает что-то подозрительное, что заслуживает дальнейшего детального изучения, система отмечает пассажира как объект для дальнейшего допроса специалистами погранслужб и транспортной безопасности.

Тут Элкенс погружается в подробности развития технологии, рассказывает о надеждах на то, что в будущем аэропорты будут применять устройства в аэропортах, и о том, почему AVATAR стоит рассматривать как систему эволюционную, но не революционную.

Гэри Петерс: Когда у вас впервые возникла идея создания терминала безопасности?

Аарон Элкинс: Все началось с наблюдения за уличением лжи. Мы наблюдали за тем, как люди взаимодействуют друг с другом, и что они делают в попытке произвести какое-то конкретное впечатление. Все дело в человеческом понимании тонкостей поведения.

А что будет, если к человеческим способностям добавить еще пару воспринимающих датчиков, таких как тепловизор, или звукозапись? Можно ли таким образом улучшить способность распознавания лжи? 

Мы начали думать о том, как эту способность стандартизировать и при этом сделать упор на признаках обмана. И вот тут в ход пошла автоматика, та самая компьютеризированная часть, которую мы назвали AVATAR.

Так мы начали работать с Frontex (Европейское агентство пограничного контроля) Мы провели достаточно много времени в румынском международном аэропорту имени Анри Коанды, там мы ставили систему в зонах прилета международных воздушных линий и наблюдали за тем, как люди на нее реагируют.

CBSA заинтересовались нашим научным исследованием, и тем, как с его помощью можно улучшить процесс досмотра. Мы работаем с ними для того, чтобы провести детальный анализ результатов и выяснить, в каком направлении двигаться дальше.

Г. П.: Какие технологии сочетает в себе AVATAR?

А.Э.: На борту нашего устройства различные датчики и инструментальные средства: сканеры сетчатки глаза, сканеры отпечатков пальцев, система распознавания лица. Устройство оборудовано видеокамерами, микрофонами и устройством отслеживания движения глаз для измерения размера зрачков до и после интервьюирования пассажира.

Также, в AVATAR мы интегрировали напольные сенсоры для анализа стойки человека. Да, датчиков там хватает.

Г. П.: Объясните, как работает ваша система?

А.Э.: Мы надеемся, что пассажиры оценят, в первую очередь, скорость и удобство нашего устройства. Мы рассчитываем на то, что вместо огромных очередей до сотрудников обеспечения пограничной безопасности, можно будет увидеть целый ряд устройств AVATAR, с помощью которых люди смогут самостоятельно просканировать свой паспорт. Система собирает информацию о пассажире, на основе чего составляет вопросы, которые уместнее всего задавать в соответствии со статусом, визой, национальностью и т. д.

Процедура напоминает регистрацию на полет. Процесс пойдет гораздо быстрее, поскольку большинство вопросов, которые обычно задают на пограничном контроле, теперь будет задавать машина. Человеческое же участие понадобится для заполнения пробелов, или того, на что AVATAR предложит обратить внимание

Г. П.: Составляются ли вопросы для каждого пассажира индивидуально?

А.Э.: Существует стандартный набор юридически связанных вопросов. Однако есть и такие вопросы, которые будут относиться к конкретному пассажиру. В зависимости от ответов, ряд вопросов будет постепенно изменяться.

Как правило, есть несколько основополагающих вопросов. Мы можем определить, когда ответы меняют эмоциональную окраску. Мы заостряем на этом внимание, и начинаем приглядываться к пассажиру. В результате, мы можем сказать «Все хорошо, спасибо, вас ожидает наш сотрудник». Или «Когда мы спросили вас о том, оплачена ли у вас виза, вам потребовалось некоторое время для ответа. Вы не могли бы рассказать чуть поподробнее?».

Г. П.: Откуда вы знаете, каким должен быть правильный ответ? То есть, как он будет отличаться от ответа пассажира, который лжет, или просто нервничает?

А.Э.: Тут важно отметить, что система не говорит о том, что это – правда или ложь; это не бинарная система, которая могла бы работать по такому принципу.

На деле, система копается в бихевиоральных реакциях пассажира. Так, например, когда звучит вопрос о наркотиках, можно заметить признак того, что кто-то отвечает с некоторой долей раздраженности, гнева или неопределенности. Система отслеживает подозрительное поведение, и сообщает о том, что требуется более тщательное исследование.

Мы получаем информацию об эмоциональном состоянии пассажира. Кто-то может быть раздражен, или взволнован, однако это не означает, что он лжет. Поэтому, надо смотреть глубже. Человека можно счесть нервным пассажиром просто потому… что он чем-то расстроен. 

AVATAR способен различить такие тонкости в поведении.

Г. П.: Значит, ваша система распознает изменения в поведении, после чего передает информацию о пассажире сотрудникам пограничной службы, так?

А.Э.: Система AVATAR – это интервьюер, который внимательно вас слушает. Детектор лжи, обычно, вызывает в нашем сознании образ полиграфа. Наша система представляет собой нечто противоположное.

В отличие от полиграфа, AVATAR не требуется физический контакт с пассажиром. Кроме того, полиграф используют для того, чтобы исследовать то, что уже случилось, а не то, что в стадии совершения. И потом, полиграф применяют, когда хотят добиться признания. AVATAR же предназначен для 30-40 секунд скрининга, включающего идентификацию и аутентификацию.

Это больше, чем просто детектор эмоционального поведения – это детектор, который, встречает, проверяет личность и обслуживает пассажиров; то есть, почти человеческий участник всего процесса.

Служба безопасности, как правило, сосредоточена на истории и языке, в ущерб всех остальных поведенческих сигналов. У нас же речь идет о коллективной работе. AVATAR собирает необходимую информацию для передачи лицам, ответственным за принятие решения.

Г. П.: Как вы считаете, смогут ли технологии подобные AVATAR в будущем заменить сотрудников обеспечения безопасности?

А.Э.: Мне бы не хотелось прогнозировать, поскольку я, возможно, несколько недооцениваю технологии, и, тем не менее, мой ответ – нет.

Я по-прежнему считаю, что должно быть последнее слово за тем, кто реинтерпретирует данные. 

Тут может быть несколько сценариев, при которых система судит с меньшей строгостью, например, проверенных пассажиров (напр., участников программы TSA Precheck – Прим. пер.). Однако я бы не стал рассматривать изменение текущих настроек, когда ставки слишком высоки.

Г. П.: Вы не думали поставить терминалы около зон прибытия и вылета пассажиров?

А.Э.: Да, это то, что мы себе представляем.

Вы проходите через ряд терминалов, проходите досмотровые процедуры, и двигаетесь дальше. Проблема в том, что если это не ускорит весь процесс, то никому не захочется использовать такую систему. 

Это одна из тех причин того, почему решение об установке, да и сама установка подобных технологий – дело небыстрое, потому что нельзя просто взять, все поставить и сразу оптимизировать. Нужно заново рассчитывать все досмотровые процессы, очереди и т. д. Такие расчеты проводятся последовательно.

Г. П.: В декабре вы тестировали систему при сотрудничестве с CBSA. Можете рассказать о результатах?

А.Э.: Работа продолжается. Конечно же, мы общались и с другими правительственными и частными организациями.

Одной из проблем с внедрением технологии является разность вопросов, культур и языков, хотя, например, в Бухаресте, мы смогли продемонстрировать адекватную работу по одному из сценариев. Таким образом, мы имеем совершенно новую систему, которой нужна адаптация под определенные нужды и культуру. 

Сейчас мы работаем над новыми формами, такими как обнаружение мошенничества, или противодействие терроризму.

Г. П.: Как отреагировала промышленность на вашу систему?

А.Э.: Большинство людей, с которыми мы работаем, оценили технологию, нашли её весьма привлекательной. 

Бывает, первоначальная реакция довольно скептична, однако, когда приходит осознание того, какую пользу технология может принести в работе, настроение сразу же меняется. В основном, всем нравится.

Вот, что у нас было с Frontex. К нам приходили представители из разных стран ЕС, тестировали систему, беседовали с нами, оставляли отзыв. Такие отношения внесли очень многое в наши разработки, в особенности прямые отзывы от сотрудников погранслужбы и службы транспортной безопасности.

Г. П.: Как вы считаете, есть ли системы подобные AVATAR?

А.Э.: Если честно, ни разу не слышал о каких-то аналогах. Есть системы, нацеленные на распознавание вашего голоса или глаз, однако, они не нацелены на быстрые досмотровые операции. Обычно они представляют какие-либо разновидности полиграфа.

Наша система работает и обнаруживает за счет своей антропоморфности. У AVATAR есть лицо, разум и личность. Личность всегда можно поменять на более агрессивную, или наоборот – податливую.

Отдельные элементы, безусловно, есть повсюду, но, насколько мне известно, собраны воедино лишь в AVATAR.

Источник